Рекомендации для подростков: Три шага к тому, как правильно выбрать профессию.

Существует очень много разных вариантов того, как можно самому правильно выбрать профессию. Этот вопрос актуален не только для подростков , но и взрослые люди часто задаются таким вопросом. Актуальность в правильном выборе профессии очень высока. Студенты, окончив ВУЗ, не идут работать по специальности. Взрослые люди, которые работали годами, не то десятилетиями  понимают, что «Это не мое». Они пытаются найти себя, они находятся на перепутье, которое на таком этапе жизни сложнее для них проходит, нежели чем для подростков. У детей же есть больше возможностей и вариантов, чтобы определиться. У них есть время чтобы найти «святой Грааль».

К нам часто обращаются с вопросом: «Что бы вы посоветовали таким детям?», «Что они могут сделать уже сейчас, чтобы найти свой путь, который будет не только правильным, он также будет вдохновлять детей, зажигать их изнутри?»

У нас есть три оптимальных шага, которые могут привести подростка к его первым правильным шагам к тому, чтобы найти профессию, которая ему больше всего понравится.

Важно: эти шаги обязательно нужно пропустить через себя, не важно, то ли это будут подростки, то ли взрослые люди с такими же вопросами.

Итак, 1-й шаг – То, что я люблю. Это могут быть ваши интересы, хобби. Ребенок должен подумать, что же он по настоящему любит, что его привлекает, что ему интересно. Тут важно разбить эти интересы на 2 части:

1-я  — это интересы, которые существую на данный момент, которые так или иначе присутствует в вашей жизни или которыми вы сейчас занимаетесь, в той или иной степени. Допустим, ребенок обожает стихи – ему нравится их читать, заучивать или даже сочинять стихи. Это может быть какая-то деятельность или же секции. Это также могут быть совершенно простые вещи, которые он делает каждый день, однако они очень важны и привлекательны для него. К примеру: вести ежедневные планы на день.

2-я часть- интересы, которые мы предполагаем, что нам нравятся или которые мы хотели бы когда-нибудь попробовать. Допустим, ребенок очень сильно интересуется конным спортом, но на данный момент нет времени или возможностей.  Или, к примеру, ребенок любит театральные выступления, поэтому он посещает спектакли, однако чтобы самому попробовать театральную постановку есть на данный момент какие-то барьеры.

Важно чтобы вы распредели ваши интересы по этим двум частям. Это ваш первый шаг. Пишем обязательно очень много, чем больше вы напишите, тем лучше. Тогда вы увидите, насколько у вас много интересов.  И на основе этого вы сможете, в последствии, проанализировать, какие профессии или виды деятельности могут затрагивать ваши интересы? Какие – то общие линии на этом этапе можно будет уже увидеть. Тут на помощь лучше подключить родителей или друзей, который смогут подсказать, дать совет или привести примеры для ребенка. Т.к. дети могут не в полной мере знать какие существуют профессии.

2 шаг – то, о чем я мечтаю. Мечта есть у каждого. Ребенок так или иначе о чем-то мечтает. У него скорее всего есть какая-то глобальная, «заоблачная» мечта. Он должен подумать и не стесняясь перед собой или кем-либо другим написать все свои мечты. Здесь главное — не путать. Есть понятие мечты, а есть понятия цели и желания. К примеру: моя цель – закончить школу на «отлично», я хочу себе домик у моря, и , наконец, моя мечта – создать, к примеру, виртуальные миры. Это поможет ребенку подумать, куда он хочет идти. Мечта больше всего подпитывает, она больше всего мотивирует. Соответственно, нужно подумать, какой вид деятельности может дать мне возможность достичь моей мечты?

А теперь ваша задача  — выстроить ваши интересы так, чтобы они вели вас к исполнению вашей мечты. Чтобы ребенок рано или поздно пришел к исполнению своей мечты. Если же мечта не сформирована или же не четкая – ничего страшного, ставьте путь пока на то, что есть сейчас. Тогда ребенок не только будет заинтересован в том, чтобы двигаться по этому пути, он обретет мотивацию. Он увидит в этом пути именно его желания, его интересы. Он почувствует частичку себя и сможет сказать себе: я готов ради этого стараться, использовать свои ресурсы и время, я готов ради этого двигаться.

3 шаг – то, что у меня лучше всех получается. Это дополнительный шаг к тому, чтобы ребенок смог лучше понять, в чем он сильнее других, что у него получается легче, чем у  других. Вполне возможно, отвечая на этот пункт можно сказать: «Да я вроде как обычный, делаю также как все» … Однако если чуть глубже копнуть, то каждый сможет найти то, что у него лучше всего получается. Если даже вы не имеете представления, что же это может быть, то тогда обращаемся к родным, друзьям, вспоминаем, за что они вас хвалили. Можно напрямую спросить: «Мама, как думаешь, в чем я сильна, в чем я лучше других»? Она может сказать: Ты всегда лучше всех можешь спорить с преподавателями! Или же «Ты лучше всех можешь найти выход из безвыходных ситуаций» и т.д. Вот эти ответы, ваши воспоминания, собственные наблюдения, комментарии родных и друзей – это сигнал для вас. Остается проанализировать, какие умения скрыты в этом. К примеру, если я хорошо спорю с учителями – то я скорее всего имею свою активную точку зрения, я смелая, у меня высокие требования и т.д. и т.п. Эти все моменты нужно записать.

Ваша задача подумать, на основе выполненных трех шагов, как эту информацию объединить, найти общие нити. Вы увидите, что это могут быть несколько видов деятельности или какие сферы интересны ребенку. И самое главное  — ребенок будет заинтересованным, он будет видеть возможные варианты своей будущей жизни, что приведет его к правильному решению — какую профессию выбрать.